whatsapp
telegram

Блогерам придется заявить о себе и Роскомнадзору

Федеральный закон обязывает блогеров с аудиторией от 10 тысяч человек сообщать данные о себе в Роскомнадзор. Этот закон вносит поправки к федеральным законам «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О рекламе» и «О связи». Поправки вступят в силу 1 ноября 2024 года.

Под требования Роскомнадзора потенциально попадают не только авторы контента, но и, например, СМИ и бизнес, который ведёт страницы в социальных сетях. Также десять тысяч подписчиков может быть на странице пользователя, который не ведёт блог целенаправленно и не зарабатывает на нём деньги, — его тоже могут признать блогером.

Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В перечень кроме наименования, указателя страницы, фамилии, имени и отчества его владельца (для ИП – фамилия, имя и отчество, а также регистрационный номер, для иностранных компаний – название, страна регистрации, налоговый идентификатор или идентификатор в торговом реестре страны регистрации) предложено включать информацию о его абонентских номерах, адресах электронной почты, сетевых адресах оборудования. В пояснительной записке к проекту было указано, что сведения о наименовании персональной страницы и об указателе персональной страницы являются открытыми и общедоступными.

Предоставлять всю необходимую информацию предлагается в электронной форме на сайте Роскомнадзора или по электронной почте. Достоверность сведений проверяется в течение семи рабочих дней. В течение трех дней ведомство принимает решение о включении список, еще три дня выделяется на уведомление блогера.

Страница может быть исключена из перечня в случае нарушения закона №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также если блогер удалил ее или аудитория блога стала меньше 10 000. Также предусмотрена возможность повторного включения в перечень.

Нововведение коснется соцсетей Likee, Tik­Tok, Twit­ter, YouTube, «В контакте», «Одноклассники», Telegram, Live­Jour­nal, «Пикабу», Pin­ter­est, Rutube, «Дзен», Twich, Dis­cord и Yap­py. В запрещенных в нашей стране соцсетях правила пока не распространяются, однако в перспективе это может измениться.

Согласно тексту закона, с 2025 года для незарегистрированных в реестре РКН блогеров с аудиторией свыше 10 000 пользователей, будут действовать запреты, связанные с репостами информации, финансированием и рекламой. А именно:

  • блогеры, чьи страницы не будут в перечне РКН, не смогут получать донаты и размещать у себя банковские реквизиты, гиперссылки на платформы с целью сбора донатов и рекламу;
  • репосты с их страниц не смогут делать у себя пользователи соцсетей и зарегистрированные блогеры.

Федеральный закон вступил в силу с момента его официального опубликования, но отдельные положения, касающиеся, например, обязанности предоставить сведения в Роскомнадзор наступает с 1 ноября 2024 года. Запреты на рекламу, репосты и финансирование начнут действовать с 1 января 2025 года.

Законом также вносятся изменения в ст. 5 ФЗ «О рекламе» («Общие требования к рекламе»). Она дополняется ч. 10.6, согласно которой не допускается распространение рекламы на персональных страницах не включенных в перечень блогеров, объем аудитории которых ― более 10 000 пользователей. Изменение вступает в силу с 1 января 2025 года.

Специальная ответственность блогера или компании, сотрудничающей с ним, за нарушение требований закона пока не предусмотрена.

Единственное, за что сейчас могут оштрафовать ― это нарушение законодательства о рекламе по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Размеры штрафов: от 2000 до 2500 ₽ для физлиц, от 4000 до 20 000 ₽ для должностных лиц, от 100 000 до 500 000 ₽ для юрлиц.